Музей Памяти Романовых

Создание в Екатеринбурге «Музея памяти Романовых» 

актуальная задача нравственного и исторического значения для нашего общества.

Э. Россель.

 

В Свердловском областном краеведческом музее 6 апреля 2006 года был открыт новый филиал – «Музей памяти Романовых». Открытие музея стало  итогом более чем пятнадцатилетней  работы сотрудников музея по Романовской тематике. Ранее в музее было создано  несколько выставок, посвященных династии  Романовых и гибели последнего Российского императора и его семьи в нашем городе. 

Первая   небольшая   выставка «Красные и белые»  была организована в 1989 г. В ней была предпринята попытка  переосмысления некоторых страниц отечественной истории  –  революции и Гражданской войны.  Впервые за многие десятилетия  экспонировался  «Романовский фонд» нашего музея.  На этой выставке музейные сотрудники почувствовали живой интерес посетителей  к династии  Романовых, некоторые  предлагали  создавать выставки, раскрывающие роль династии  в истории страны и Урала. Это подтолкнуло авторов к работе над  следующей выставкой:  «Россия. Романовы. Урал» (1993г.) На ней были показаны интереснейшие экспонаты музея, позволяющие раскрыть историю края от воцарения династии Романовых до её гибели. Было представлено  около семисот памятников – изобразительных, вещественных, документальных.     Выставка имела успех!

Это можно объяснить следующими  обстоятельствами: во-первых, новизной темы выставки и её новыми идейно-теоретическими установками. Авторы стремились максимально объективно показать  роль династии без чрезмерного  очернения, что еще недавно было свойственно советскому времени. Во-вторых, здесь были представлены  интересные памятники, большая часть из которых экспонировалась впервые. Прежде всего,  материалы  международной экспертизы по идентификации останков, обнаруженных в 1979 г.  на Старой Коптяковской дороге  в окрестностях Свердловска и   извлеченных в 1991 г.  Экспертиза еще продолжалась, но представленные на выставку  фондом «Обретение» материалы с очень высокой достоверностью подтверждали, что обнаруженные останки  принадлежат Николаю 11 и членам  его семьи.  И, наконец, успеху выставки способствовало отсутствие на протяжении многих лет в Свердловском   музее стационарной исторической экспозиции. Выставка «Россия. Романовы. Урал», охватившая  большой исторический период и впервые отразившая важнейшие события отечественной истории, восполнила этот пробел.

В 1997 г.  открыта еще одна большая выставка «Романовы: возвращение в историю». Главной причиной её появления явилось фактическое завершение исследований по идентификации  останков со Старой Коптяковской дороги. Экспонирование материалов  серьезных  научных исследований, подтвердивших  принадлежность останков императору Николаю  11. членам его семьи  и приближенным  давало возможность ответа на вопросы, интересующие многих посетителей. Летом 1998 г. выставка была дополнена материалами о церемонии захоронения царских останков в Санкт-Петербурге.

В 2000 г. в музее экспонировалась выставка Государственного Архива Российской Федерации  и Генеральной Прокуратуры РФ совместно со Свердловским краеведческим музеем и фондом «Обретение»   «В пределах права… найти истину».   Был издан полный каталог  выставки /1/.

В 2001 году показана выставка, посвященная «10-летию фонда «Обретение». Фонд, с  которым связано выдающееся открытие XX  века обнаружение останков Царской Семьи, а последовавшее за ним расследование. подтвердило их достоверность (смотри статью о фонде в настоящем сборнике).

Выставки вызывали повышенный  интерес посетителей, и потому у нас родилась идея создания музея памяти Романовых на основе коллекций  музея и фонда «Обретение». Начиная с 2000 года все печатные материалы фонда «Обретение» выходили только с объявлением: «Город Екатеринбург должен иметь  «Музей памяти Романовых». 

В 2000 году была завершена работа  над  научной концепцией  «Музея памяти Романовых» /2/. Главной задачей  будущего музея авторы считали пробуждение  интереса к отечественной истории, особенно к  сложным переломным моментам: в начале 17 в. – «Смутное  время» и  вступление Романовых на российский престол;  эпоха  модернизации Петра 1;   переустройство российского  общества во  второй половине IXX века: и, конечно, начало XX столетия. 

Мы обращали внимание посетителей на то, что всегда в  кульминационные моменты российской истории противоборствующие  силы не находили, а может быть, и не искали  компромисса, и дело заканчивалось кровопролитием. Во-вторых, авторы  ставили задачу представить  всех монархов  династии Романовых, обратить внимание на вклад каждого из них в развитие страны, на тех из них, кто человеческими  качествами, способностями  соответствовал  своему высокому предназначению.

В помещение предусматривалась экспозиция, которая должна была  состоять из 4 разделов,  построенных по тематико-хронологическому принципу: *Романовы и Урал  (нач.17 –кон.19 вв.); *  Николай 11 – последний император династии Романовых; * Свержение и гибель династии (1917-1919); *Осмысление Екатеринбургского  преступления.

Первый раздел должен включать  тематические  комплексы, посвященные отдельным монархам  (важнейшие  события их  правления,  связь с нашим краем). Особое внимание в этом разделе  предлагалась уделить  тем правителям,  которых принято  считать наиболее выдающимися представителями династии:  Петру 1, Екатерине 11, Александру 1 и Александру 11. Это позволило бы  дать более взвешенную оценку деятельности Императора  Николая 11,  жизни и правлению  которого  был бы посвящен второй раздел экспозиции.

Третий и четвертый   разделы экспозиции  должны осветить   убийство Николая 11 и  расследование этого убийства, которое велось фактически на протяжении  всего двадцатого столетия.

По мнению авторов концепции,   музею памяти Романовых требовалась большая  экспозиционная  площадь, а  с учетом проведения на его базе  научной работы и разнообразных массовых мероприятий желательно было бы получить под музей  отдельное здание площадью не менее 500 кв. метров.

Все надежды и мечты авторского коллектива были разбиты жестокой действительностью, а именно постановлением Правительства Свердловской области  о создании Музея памяти Романовых в здании Свердловского областного краеведческого по проспекту Ленина 69.

Помещение, отведенное под музей, площадью не более 70 кв. метров, располагается на  5 (верхнем) этаже  в здании, не имеющем  лифта.  Оно состоит из двух небольших залов. Один из них имеет в потолке световой фонарь,  который  существовал в первые годы  эксплуатации здания, затем  фонарь был  уничтожен и восстановлен  при ремонте  помещения.                 

Конечно, такое помещение потребовало  внесения изменений в тематическую структуру.  Пришлось  фактически отказаться от первого раздела, посвященного предшественникам Николая 11 на российском престоле.  Он свелся к двум небольшим темам (история восхождения династии на престол и празднование её трехсотлетия), которые и  составили первый  раздел экспозиции музея памяти Романовых. Второй раздел называется «Хозяин земли русской» и  посвящен Николаю 11. Третий и четвертый разделы были объединены в один, который  хронологически охватывает почти весь ХХ век и  освещает расследование обстоятельств гибели Николая 11, его семьи, приближенных и проведение экспертиз по идентификации царских останков.

По такой структуре  и был создан музей памяти Романовых. 

Первый раздел - самый небольшой на экспозиционной площади -  включает в себя интересные и разнообразные памятники. Открывается экспозиция  картой Российской империи в границах 1913 г., на ней выделена территория русского государства в 1613 г. Карта взята из одной из многочисленных  книг, изданных в России к трехсотлетию династии Романовых  «Россия под скипетром  Романовых».  Карта позволяет наглядно представить,   как наша страна за триста лет  из небольшого государства на  восточной окраине Европы  превратилась в могучую, сильную державу с огромными  материальными и людскими ресурсами.

Среди памятников соседней витрины выделяются  огромные кандалы весом более трех пудов.   Этот экспонат связан с интересной страницей  отечественной истории -  первой попыткой  бояр Романовых  взойти на русский престол в 1598 году.  Она оказалась    неудачной.  Тогда на русский  престол был избран Борис Годунов, который через два года обрушил на Романовых тяжелые репрессии. Его неудачливый соперник Федор Романов был насильственно пострижен в монахи под именем Филарета, а три его брата были сосланы  на  север Пермского края. Двое из них  не выжили в суровых условиях и умерли. Многопудовые кандалы (точная копия середины 19 века),  в которые был закован  содержащийся в земляной яме в деревне Ныроб  боярин Михаил Никитич Романов, экспонируются  в музее памяти Романовых .

В этой же витрине юбилейные медали и книги, посвященные трехсотлетию династии.

Следующий раздел экспозиции открывается большими коронационными портретами последней  императорской четы и  называется «Хозяин земли Русской». Это слова императора Николая 11. Так он ответил на вопрос о своем роде занятий,  в анкете  Первой Всероссийской переписи населения в 1897 г. Сама анкета  экспонируется под коронационными портретами, это - один из многих документов, предоставленных в нашу экспозицию Государственным архивом Российской Федерации. 

Рассказать о личности последнего императора – сложная задача. И профессиональные историки, и приближенные  к императору лица, и обыватели, -  все крайне противоречиво оценивают  эту  историческую личность, и соблюсти беспристрастность, рассказывая о Николае II, крайне сложно.  Из многих оценок, даваемых Николаю 11, можно согласиться со  словами американского   историка и писателя Р. Масси (Мэсси): «По существу, трагедия Николая 11 была в том, что он оказался  не на своем месте  в истории. Обладая образованием  для царствования в Х1Х веке и темпераментом для правления в Англии,  он жил и царствовал в России ХХ века … Если бы Николая не приучали с детства к неприятию конституции, он смог бы стать прекрасным  конституционным монархом»/3/.    

Известно, что на формирование личности Николая 11 большое влияние оказали его родители, император Александр 111 и императрица Мария Федоровна, и вся атмосфера этой дружной и сплоченной семьи. Можно предположить, что родители служили для Николая 11 образцом  и свою собственную семейную  жизнь  он стремился строить на началах любви, религиозности. Он не был выдающимся правителем и государственным деятелем, но заслуженно мог считаться идеалом мужа и отца.

Наиболее сложным в данном разделе было показать роль последнего императора как государственного деятеля. Его царствование – время бурного  развития России в области экономики и культуры, время огромных социальных и политических потрясений. Считается, и не только в России, что ответственность за все, что происходит в стране  (и плохое и хорошее), лежит на первом лице  государства. Сложно показать роль  Николая  11 в проведении крупных политических и экономических реформ в стране, сложно ответить на вопрос, шел ли он на них под давлением  обстоятельств  или своих приближенных, среди которых были выдающиеся государственные деятели России, такие как Витте, Столыпин, Победоносцев и др.  Отразить все эти моменты  в экспозиции трудно по ряду причин, в том числе и неглавной - недостаточной  экспозиционной площади. Поэтому  с целью напомнить посетителю важнейшие моменты царствования Николая в  экспозицию в качестве фриза  включен ряд фотографий (коронация,  революция, создание Государственной Думы, Русско-японская и Первая мировая война). 

Документов в этом разделе экспозиции представлено  немного - манифест о созыве Государственной  Думы, манифест о начале войны с Германией. Экспонируется отречение Николая 11, к недоумению  внимательных посетителей адресованное почему-то начальнику штаба.  Этот факт удивлял ещё  современников   Николая 11 /4/. Также вызывает  недоумение посетителей и то, что  документ, сыгравший огромную роль в истории  России и судьбе Николая, был подписан им простым карандашом.  Это хорошо видно на копии отречения, сделанной с оригинала, хранящегося в ГАРФе.

Рассказ о жизни императора после отречения начинается с его переезда из Тобольска в Екатеринбург, под охраной уполномоченного ВЦИК  В.В. Яковлева.  30 апреля 1918 г. Николай, Александра Федоровна и их дочь Великая княжна Мария были доставлены в Екатеринбург.  Цесаревич Алексей и Великие княжны Ольга , Татьяна и Анастасия  прибыли в Екатеринбург в конце мая. Узники были размещены в одном из красивых домов в центре города.  В истории  память о нем сохранилась как о доме инженера Н.Н. Ипатьева. В большевистских  документах он именовался «Домом Особого Назначения».

Из некоторых воспоминаний следует, что Николаю был недоволен переездом в Екатеринбург, осуществленным по инициативе уральских большевиков, хотя не думал о страшном конце, уготованном ему и его близким в этом городе. Но большое количество охраны, жесткие условия содержания, пренебрежительное отношение охранников – все это могло внушать узникам  определенные опасения.

Они прожили в Екатеринбурге 78 дней и были убиты в ночь на 17  июля 1918 г.  Одиннадцать человек: Николай 11, его жена Александра  Федоровна, их дочери  Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и последний наследник престола Цесаревич Алексей, которому через две недели  исполнилось бы всего четырнадцать лет. Вместе с царской семьей были убиты доктор Е.С. Боткин, комнатная девушка А.С. Демидова, повар И.М. Харитонов, лакей А.Е. Трупп. Они  добровольно пошли с Романовыми до конца, хотя имели возможность избежать их участи. Экспонируемая в музее расписка лакея Труппа служит этому доказательством.

В последнее время фактически не осталось исследователей, считающих, что убийство  в доме Ипатьева было совершено по  инициативе уральских большевиков,  но   документов, прямо указывающих на то, что  убийство было  совершено по указанию из Москвы, не обнаружено. Однако из косвенных документов можно понять,  что Московское правительство непосредственно причастно к факту убийства Царской Семьи. Так, в ответ на телеграмму  А.Г. Белобородова  в Москву 30 апреля 1918 г. Ленину, Свердлову о прибытии в Екатеринбург первой партии Романовых во главе с Николаем II, он получает ответную телеграмму Свердлова с предписанием: «…без нашего прямого указания из Екатеринбурга (Николая II - редакт.) никуда не увозите..”  Это означало, что любые действия с Царской Семьей, тем более5 убийство, без согласования Уралсовета с Москвой были запрещены /5/.

В экспозиции представлена фотография людей, ответственных за убийство Николая II. На  ней  изображены  члены  исполкома Уральского областного Совета рабочих и солдатских депутатов  А.Г. Белобородов, Г.И. Сафаров, Н.Г. Толмачев и Ф.И. Голощекин. Фотография датируется  октябрем-ноябрем 1918 года, когда они все  являлись членами Вятского укрепрайона. Судьба этих людей  трагична: Толмачев кончает жизнь самоубийством, чтобы не попасть  в плен к белым, остальные погибают во время  репрессий 30-годов.

Большой интерес посетителей вызывает редкий экспонат -  газета «Уральский рабочий» за 23 июня 1918 года. В этом номере – последнем перед оставлением Екатеринбурга  большевиками -  впервые  напечатано официальное сообщение о гибели Николая 11, статья  Г. Сафарова «Казнь Николая Кровавого», а также сообщение об одобрении  президиумом ВЦИК решения Уралсовета о расстреле Николая Романова. Автор говорит, что казнь Николая была необходима, её «требовали трудящиеся всей России, в том числе и Урала. И воля революции была исполнена, хотя при этом были нарушены многие формальные стороны буржуазного судопроизводства». Эти слова страшно читать ещё и потому,  что Сафаров  знал, в отличие от читателей, что в доме Ипатьева был убит не только Николай 11, («коронованный палач», как он его называет), но  его дети и жена.

Статья, как и экспонируемые в соседней витрине материалы периода Гражданской войны: красногвардейский и белогвардейский плакаты, штык винтовки Мосина, говорят о высокой степени ожесточения и взаимного непонимания, существовавших в русском обществе в тот период и приведших к огромным жертвам с обеих сторон.

Завершается второй раздел экспозиции небольшой коллекцией предметов из дома Ипатьева -  камин, архитектурные и строительные детали, собранные при сносе дома в 1977 году. Часть предметов была собрана сотрудниками музея, часть получена через годы  от жителей города.

Третий, заключительный раздел экспозиции, размещен во втором зале. Он посвящен истории расследования убийства Николая 11, его жены, детей и приближенных. Фриз зала  состоит из фотографий Николая 11 и членов его семьи, сделанных на протяжении многих лет. Фотографии  счастливых и благополучных  людей составляют сильный контраст с материалами, рассказывающими об их жестоком убийстве и циничном безнравственном сокрытии  останков.   

Расследование убийства, как уже указывалось, длилось в течение ХХ века.  Оно было начато белогвардейскими следователями в конце июля  1918 года и продолжалось  на территории России до 1920 г.  О первых двух следователях  Н. И. Наметкине и И.А. Сергееве сохранились материалы только в объединенном следственном деле Н.А. Соколова, ставшим известным в последние годы. 

В ходе предварительного  следствия по «делу об убийстве бывшего ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II» И.А. Сергееву многое удалось сделать в установлении правды. Он вскрыл ложь заявления Советского правительства установлением факта гибели не только Императора, но и всей его Семьи и прислуги.  Он первым огласил это ошеломляющее известие и переименовал следственное дело в «дело об убийстве бывшего ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II и членов его семьи». Факт группового убийства был установлен из показаний свидетелей, вещественных и письменных доказательств, собранных по делу. Это произошло через полгода после начала следствия /6/.  

Следователь Н.А. Соколов приступил к расследованию дела об убийстве Царской Семьи в феврале 1919 года и продолжал его вплоть до своей смерти в 1924 году в эмиграции.  Ему посвящено в экспозиции значительное место.  В ней представлены  один из томов следственного дела, фотографии из него и первое издание книги Н.А.Соколова  об убийстве царской семьи,  вышедшей во Франции на французском языке. 

Соколов прибыл в Екатеринбург в середине марта. Он тщательно изучил материалы следствия, с 24 мая по 10 июля 1919 года обследовал Четырехбратский рудник, поставив главной целью поиски останков Августейшей Семьи. Но эта цель им достигнута не была. Соколов нашел на руднике небольшое количество обоженных мелких костных объектов, сам отмечал, что «природу их не представляется возможным определить без  научного исследования». Но позднее, подводя итоги своей работы, опытный следователь Н.А. Соколов убеждал себя и других, с легкостью заявляя о найденных им объектах: «Вот это все, что осталось от Августейшей Семьи», представляя без всяких доказательств, что, кроме этого, от трупов ничего не осталось. Находясь в эмиграции во Франции, Соколов до конца своей жизни так и не смог или не захотел выполнить этого важнейшего исследования, хотя только оно и могло бы установить степень достоверности его версии о полном уничтожении тел убитых /7/. Местонахождение костных фрагментов, обнаруженных Н. Соколовым около «Старой шахты», сейчас неизвестно. Видимо, они потеряны, как и многие вещественные доказательства, найденные следователем. Но фотография костных предметов представлена в витрине. Она взята из следственного дела Н. Соколова. 

В Советской России  к десятой годовщине Октябрьской социалистической революции  в столицах и крупнейших городах были открыты музеи революции. Уральский музей революции в Свердловске, расположенный в доме Ипатьева, не  мог не отразить тему убийства Николая 11. В музее была воссоздана комната, в которой были расстреляны Романовы и в которой любили, как это дико ни звучит сейчас, фотографироваться почетные гости и делегации коммунистических зарубежных партий. Лица, причастные к убийству, писали воспоминания  о самом ярком  событии их жизни и надеялись, что  к десятилетию расстрела будет издана книга их воспоминаний. Голощекин, имевший доступ к Сталину, однажды поделился с ним этой идеей. Иосиф Виссарионович побагровев, зло прокричал ему в ответ: «О Романовых больше ни слова!»/8/. С этого момента тема о цареубийстве стала запретной, прекращаются все публикации, а многие из лиц, принимавших участие в расстреле и сокрытии останков, репрессированы в 20-30 годы минувшего столетия.

В экспозиции рассказывается о расследовании убийства Николая11  в  последней трети минувшего века: об  обнаружении места сокрытия царских останков, о  первом тайном  вскрытии захоронения 1 июня 1978 года;  о втором  официальном вскрытии  захоронения в августе 1991 года;  и наконец,  о проведении в России и за рубежом экспертиз по идентификации останков. В последнем разделе  экспозиции представлены редкие материалы, единственным обладателем  которых среди музеев России является Свердловский областной краеведческий музей. Это фотографии, документы, рассказывающие о поисках места сокрытия останков, его вскрытии и   о проведении большого количества экспертиз по идентификации царских останков с 1991 года по 1997 год. В нашем музее хранится один из трех комплектов скульптурных портретов лиц, убитых в доме Ипатьева. Портреты были  созданы по материалам экспертиз на основе методики, разработанной до Великой Отечественной войны  крупным  отечественным антропологом М.М. Герасимовым. Скульптурные портреты созданы судмедэкспертом высшей категории С.А. Никитиным, в последнее время получившим большую известность как создателя скульптурных портретов на основе антропологических экспертиз знаменитых российских деятелей.

Большой интерес вызвали материалы,  найденные в 1998 году в районе «Глиняной площадки», «Открытой шахты». Тогда проводились раскопки,  имеющие целью обнаружить там следы останков Цесаревича Алексея и Великой княжны Марии, или сами останки. Их останки не обнаружены до сих пор, но если Соколов нашел, как он считал, костные фрагменты человеческие, то, возможно, что он мог обнаружить фрагменты, принадлежащие останкам царских детей Алексею и Марии, так как только их останки не найдены в сокрытии на Старой Коптяковской дороге. Задавшись этой проблемой, мы решили провести историко – археологические исследования на старом Четырехбратском руднике.

Нами выявлено много находок, аналогичных находкам Н.А. Соколова: элементы одежды (пуговицы, крючки, детали женских корсетов),  обломки ювелирных, золотых предметов (украшений), осколки посуды, бутылок, цветных аптечных флаконов, подковка от сапога, остатки кожаного ремня, и другое. Все это размещено в музее. 

Кроме того, мы обнаружили несколько десятков костных фрагментов и провели их экспертизу. Современные методы исследований подтвердили, что эти кости, пролежавшие в земле более 80 лет, были подвержены варке и принадлежат домашним животным, то есть, являлись остатками пищи, может быть, даже закуской чекистов. Таким образом, костные предметы не принадлежали человеку. Следовательно, в районе старого рудника нет следов останков Романовым. Надо полагать, об этом догадывался и сам Н. Соколов. Видимо, поэтому он не делал их экспертизу. Это является  грубым промахом его расследования, которое осталось не оконченным, не смотря на его утверждения, что останки Царской Семьи полностью уничтожены. Вряд ли какой-нибудь следователь решился бы на это.

Найденные нами костные фрагменты находятся в витрине рядом с фотографией  костных фрагментов, найденных Соколовым, подтверждая кружение его версии.

Несколько слов о Великой княгине Елизавете Федоровне родной сестре Александры Федоровны. Она приехала в Россию в 1884 году как невеста Великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора города Москвы. Ей было тогда двадцать лет, она была высокой, тонкой, светловолосой, с прекрасными чертами лица – истинная красавица. Государственный секретарь А.А. Половцев писал о ней: «Великая княгиня Елизавета Федоровна была прелестна, восхитительна, обаятельна, исполнена также и грации, отуманена каким-то облаком нравственного гнета, как всегда любезна со всяким и притом не выработанною любезностью, а выражением доброго, снисходительного человеческого чувства /9/». 

Когда ее младшая сестра Аликс вышла замуж за Николая II, Елизавета Федоровна оказывала огромное влияние на молодую императрицу. Но позже, из-за губительного влияния Распутина на Александру Федоровну, их пути разошлись. Обе сестры не нашли счастья в России.

Уничтожение Романовых в XX веке началось с Великого князя Сергея Александровича. 17 февраля 1905 года он пал жертвой террористов в московском Кремле. После этого потрясения Великая княгиня уже не смогла вернуться к светской жизни. Она раздала свои дворцы, а деньги потратила на основание в Москве религиозной миссии сестер «Марфо – Мариинской обители. Обитель начала свою деятельность в 1909 году. Настоятельницей обители стала Елизавета Федоровна, принявшая монашеский постриг.

Советской властью Елизавета Федоровна была арестована 7 мая 1918 года.  Свидетели рассказывают, что в обитель ворвались солдаты – латыши и объявили ей о необходимости ехать в Сибирь, где находилась Царская Семья и что она своим приездом поможет ее спасти. В тот же день она была отправлена на Урал вместе с сестрами Варварой Яковлевой и Екатериной Енышевой. 11 мая Великая княгиня с сестрами была доставлена в Екатеринбург. Конечно, никакой встречи с Царской Семьей не состоялось: заявление большевиков о помощи ей оказалось обманом. Елизавета Федоровна все-таки смогла передать в Дом Особого Назначения гостинцы для Царской Семьи.  Николай II отметил в своем дневнике: « 3 (16 нов. Ст.) мая… Днем получили от Эллы из Перми кофе, пасхальные яйца и шоколад….». /10 /. В Екатеринбурге  Великую княгиню, ее сестер объединили в единую группу с Великим князем Сергеем Михайловичем и с князьями Гаврилом Константиновичем, Иоанном Константиновичем, Константином Константиновичем, Игорем Константиновичем и Владимиром Петровичем Палей и всех отправили  в Алапаевск.

Всех узников Алапаевска убили  в следующую ночь послу  убийства Царской Семьи. В ночь на 18 июля 1918 года. Только одного Великого князя Сергея Михайловича убили выстрелом в голову.  Остальных всех живыми сбросили в шахту, расположенную в лесу недалеко от развилки дорог в Верхнюю и Нижнию Синячихи. Первой сбросили Великую княгиню Елизавету Федоровну, она  молилась, прося простить своих мучителей: « Ибо не ведают, что творят».  После занятия Алапаевска белыми частями начались поиски погибших. Трупы были найдены и извлечены из шахты. Убитые были торжественно похоронены в Свято – Троицком соборе. Когда город оказался под угрозой наступающих красных частей, останки Романовых были вынуты из склепа и в сопровождении игумена Серафима отправлены 4 июля 1919 г. по железной дороге в Читу, в которую  прибыли 30 августа. Это все происходило в самый разгар Гражданской войны. Военное руководство распорядилось вывезти тела мучеников в Китай. С соблюдением стражайшей тайны гробы были погружены и  отправлены  в Пекин, в который прибыли 3 апреля 1920 г. Здесь тела князей Романовых и Палея были захоронены в склепе храма Серафима Саровского Русской Духовной миссии, а через восемь месяцев останки Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини  Варвары в новых гробах из коричневого дерева – китайского тика были отправлены в Иерусалим – месту вечного упокоения (согласно завещанию Великой княгини). Сопровождал останки о. Серафим (Кузнецов, 1873 – 1959). В Иерусалиме местом упокоения 28 января 1921 г. была избрана крипта русской церкви Святой Марии Магдалины, с тех пор называемая русскими «Царской». Храм этот был воздвигнут Императором Александром III в память о его матери Марии Александровны. На освещение его приезжали Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елизаветой Федоровной. 

Рядом с этим храмом в келье прожил до конца своих дней совершивший героический подвиг игумен Серафим. После кончины в его келье  обнаружили дивную картину Царской Семьи, написанную неизвестным художником. В г. Бостоне (США) есть мужской монастырь греческой церкви, где отец Николай проводит кропотливую работу по выявлению фактов жизни Царской Семьи в заточении. Он подарил фонду «Обретение» прекрасную цветную репродукцию этой картина. Пермский журналист В.Ф. Гладышев установил художника этой картины. Им был известный пермский художник Александр Несторович Зеленин (1870 –1944). Картину он написал к 300-летию Дома Романовых.

Редкой реликвией, связанной с Великой княгиней  Елизаветой Федоровной, обладает наш музей. Это доска от изголовья гроба, в котором перевозили тело Великой княгини из Пекина в Иерусалим. Ее нам преподнес отец Виктор, настоятель храма Иоанна Предтечи (РПЗ) в Вашингтоне. Мы бесконечно благодарны отцу Виктору за этот бесценный подарок. Итак, в витрине, посвященной Великой княгине Елизавете Федоровне, можно увидеть фотографии первой поры ее появления в России, раку с останками, хранящуюся  в «Царской» крипте церкви Святой Марии Магдолины, доску от изголовья гроба, в котором она прибыла из Пекина в Иерусалим, картину художника А.Н. Зеленина и фотографию отца Виктора Потапова около памятника Жукова Г.К. в Екатеринбурге, когда он выполнял поломничество в наш край, навестив фонд «Обретение».

Завершается экспозиция музея памяти Романовых показом материалов, рассказывающих о церемонии захоронения погибших в доме Ипатьева 17 июля 1998 года  в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга и об увековечении памяти Романовых в Екатеринбурге и Свердловской области..

Музей работает  уже более полугода.  Он вызвал интерес у специалистов,  его посещают гости и жители нашего города и его окрестностей. 

Приглашаем и Вас, любезные читатели нашего выпуска, посетить «Музей памяти Романовых».

Примечания

1. Барковец А.И., Мироненко С.В., Авдонин А.Н. и др. «В пределах права   найти истину». Каталог выставки 21 июня – 15 декабря 2000 г. Екатеринбург, 2000.

3.Авдонин А.Н., Дубленных В.В., Сачкова И.И. Научная концепция «Музея памяти  Романовых». «Шестые Романовские чтения», Екатеринбург, 2001. С. 166 – 172. 

4.Масси Р. Николай и Александра. М. 1990. С.  9,10. 

5.Кони

6.Там же. С. 4-5.

7.Там же. С. 5.

8.Авдонин А.Н. Тайна Старой Коптяковской дороги. Источник,  № 5. 1994. С. 62.

9.Дневник Государственного секретаря А.А. Половцева. Т. 2, «Наука», М, 1966, С. 306. 

10.Дневники императора Николая II. М. 1991. С. 679.